Перезагрузка. Холст, акрил. 100х260 см
Разговор с художником. Леонид Варушкин
26.07.2022
Разговор с художником. Леонид Варушкин
Леонид Варушкин - новый художник RakovGallery. Его последние серии работ приняли участие в нашей выставке "Чужие глаза" в Никольских рядах, посвященной проблеме самоидентификации. Мы пообщались с Леонидом поближе и поговорили о том, что дает академическое образование современному художнику, почему "ляпочиха" - отражение нашего менталитета, и о влиянии искусства на социум.
Каким было начало твоего творческого пути? Почему решил стать художником?
Как ни странно, начало творческого пути началось довольно поздно, в Академии Художеств. Я ходил в художественную школу, окончил художественное училище, поступил в Академию, но о своём личном творчестве задумался примерно на втором курсе.
Какие были первые темы работ?
Истоком творческих изысканий можно считать работу «Лампочка»: на ней изображена лампа и потолок, и больше ничего. По мне, это уже целая история со своей вселенной, некий залип в минималистичности.
Следом идёт работа «Мост», которая представлена сейчас на выставке «Чужие глаза». После неё в серии своих картин я начал работать с пространством, цветом и формой. Сюжет в этих произведениях как таковой отсутствует, главенствующей темой является состояние или ощущение в работах. На них показаны отрывки, вырванные из чьей-то жизни; отрывки, которые несут в себе ощущение от состояния изображённого момента.
Как образовался твой стиль?
Стиль мой ещё формируется. Пока что у меня есть холсты, которые участвуют в выставке, и работы, связанные с «ляпочихой». Стиль, если и изменится, будет зависеть от новых поставленных задач. Он сформируется и устаканится, если делать работы, главное — найти то, что хочется художественно выразить.
Сейчас ты учишься в Академии Художеств, но визуальная составляющая твоих работ далека от академизма. Как ты к этому пришёл и почему решил уйти в сторону экспериментов?
Думаю, академическая «идеология» никогда не являлась для меня камертоном в личных предпочтениях в искусстве. Академизм — это средство обучения в Академии и, конечно, непосредственно постижения ремесла, а далее идёт мир искусства, где академическая база может помочь.
Расскажи вообще об учебе в Академии. Какое влияние на тебя она оказывает? Что считаешь важным в учебе?
Академия Художеств для меня — это часть быта, моего времяпрепровождения. Это место, где я получаю технические знания, и уже потом идут обычные человеческие истории, где есть место улыбкам и разочарованиям.
Находясь у себя дома, создавая новые произведения, в своём искусстве я отталкиваюсь лишь от личных предпочтений и желаний. Считаю важным, что Академия даёт крепкую базу в плане рисунка.
Находясь у себя дома, создавая новые произведения, в своём искусстве я отталкиваюсь лишь от личных предпочтений и желаний. Считаю важным, что Академия даёт крепкую базу в плане рисунка.
Почему выбираешь преимущественно большие форматы холстов?
Формат — это часть произведения, которая помогает раскрыться работе и показать себя в нужном ключе. Смотрю свои работы на выставках и прихожу к выводу, что в больших пространствах они для меня размера «самое то».
Ты работаешь в разных медиумах: живопись, скульптура, объекты. Какой формат нравится больше? Хочется ли попробовать что-то ещё?
Когда в голове зарождается идея, которую я хочу художественно обыграть, я её не ограничиваю рамками определённого медиума. Физическое воплощение идёт от рассуждения, как она будет смотреться правдивее и лучше. Тогда и выбирается форма. Так что, если и будут новые форматы, это продиктует дальнейший выбор тем.
В твоих объектах часто есть отсылки к народному творчеству. Например, в «Шуме» ты используешь технику вышивания ковра «ляпочиха». Почему именно эта техника и что хочешь этим сказать?
Для одной из работ я искал русский народный узор, в поисках случайно наткнулся на ковёр, сделанный техникой шитья «ляпочиха». Для себя тогда понял, что это самое настоящее произведение искусства: что-то знакомое, исторически и идеологически настолько глубокое и настолько не раскрытое до конца, что за это надо браться и продолжать совершенствовать то, что было начато моими предками.
В самом подходе к вышиванию обрезками я вижу родственный менталитет и одну общую душу. Это некая история про пакет с пакетами или пульт от телевизора в целлофане, бережливость к материалу, когда ничто не лишне. Я понимаю истоки этих мыслей. Я вижу и знаю, как это обыграть и создать новое ответвление в народном творчестве.
В самом подходе к вышиванию обрезками я вижу родственный менталитет и одну общую душу. Это некая история про пакет с пакетами или пульт от телевизора в целлофане, бережливость к материалу, когда ничто не лишне. Я понимаю истоки этих мыслей. Я вижу и знаю, как это обыграть и создать новое ответвление в народном творчестве.
Розетка. Лён, полиэтилен, пластик, фанера. 57х57 см
Как меняются темы исследования в твоём искусстве? Что на это влияет?
Зависит от настроения, ежедневных мыслей и рассуждений, от внешних факторов. Все влияет. Выбор того, на чем я заостряю внимание, обусловлен моими предпочтениями, моей индивидуальностью. Для меня в картине, в объекте всегда важна визуальная составляющая. Если меня впечатляет или мне просто нравится, мне без разницы, про что работа, какой сюжет. Пространство — это повод для визуальной составляющей, а не цель. Можно сказать, некий формализм.
Как думаешь, может ли искусство что-то изменить? Имеет ли влияние на общество?
Влияние оно безусловно имеет, мы все ежедневно с ним сталкиваемся. Искусством ведь является каждый рукотворный объект. Это может быть пакет, обои, чехол для телефона. Думаю, всё на нас как-то влияет. Если, например, представить ощущения человека с головной болью в комнате с жёлтыми обоями, скорее всего, цвет точно на него будет давить.
В то же время я не думаю, что от того, висит в комнате произведение Леонида Варушкина или Клода Моне, человек будет по-разному жить и совершать разные поступки.
В то же время я не думаю, что от того, висит в комнате произведение Леонида Варушкина или Клода Моне, человек будет по-разному жить и совершать разные поступки.
Кто или что тебя вдохновляет?
Где-то произведение понравилось, где-то кадр в фильме, где-то ковёр; всё это иногда служит отправной точкой для нового произведения. Как таковых любимых художников или режиссеров нет. Я смотрю на это целостно. Моя любовь к произведению зависит от настроения, расположения звёзд в небе, возраста и времени суток. Я с детства смотрю большое количество фильмов, «поглощаю» многое. Вот посмотрел недавно «Темные воды»: фильм обычный, но теперь боюсь тефлон, и за создание ощущения страха в моей голове фильм мне понравился. Вспомню ли я про него через месяц при составлении списка любимых фильмов? Вряд ли.
Ты коллекционируешь искусство? Работы друзей/других художников, которые нравятся?
Не коллекционирую, своего искусства хватает. Дома у себя работы не вывешиваю и не выставляю напоказ. Холсты стоят лицом к стене, объекты в коробках. Я люблю чистые стены без всего, не люблю, когда какая-то картинка заедает в голове.
Есть ли новые серии в планах? О чем они будут?
Тема для меня — это составляющая визуального вида. В недавних холстах я хотел больше цвета, ощущения пространства в картине; в «коврах» хотел именно визуальную составляющую «ляпочихи» и ее смысловую подоплёку. Все факторы тянутся друг за другом, импровизация происходит в эскизах, когда работа составляется, словно пазл, и далее идёт исполнение. Пока тема с «ляпочихой» для меня не завершилась, для холстов ещё тоже не хватает деталей для пазла. Но есть и новые серии в планах, пока самому интересно, о чем они будут.