Рустем Хузин

Художник Рустем Хузин

Екатеринбург
Об авторе
Рустем Хузин родился в 1975 году Уфе, Башкортостан.
Заметив способности к рисованию, родители отвели сына в художественную школу, с которой и начинается его обучение искусству. Учеба в Пензенском художественном училище им. Савицкого. С 1996 – учеба в Российской академии живописи, ваяния и зодчества (Москва). С третьего курса академии – обучение в мастерской портрета под руководством профессора Хасьяновой Л.С. После окончания академии в 2002 – стажировка в творческой мастерской живописи Российской академии художеств под руководством академика Якупова в Казани.

С 2005 член Союза Художников Российской Федерации и Союза Художников Республики Татарстан.

Комментарий искусствоведа

Творчество казанского художника, члена Союза художников России и Республики Татарстан Рустема Хузина показательно для современного искусства, поддерживающего традиции его многовекового развития. Сила реализма прослеживается в его работах с жанровым многообразием. Причём в каждом из них художник чувствует себя одинаково уверенно, что находит отражение и в манере быстрого письма натюрмортов в технике «a la prima», и в тяготении его пейзажей к крупному формату, и в сложных многофигурных композициях на историческую тематику. Если он берётся за разработку картины по историческим событиям, то делает это с опорой на документальные материалы, его персонажи – реальные личности, внесшие значительный вклад в историю своего государства и народа. Но достоверность как художественное качество присуще также и пейзажному жанру.

Нет сомнений, что без выбора автором холстов больших размеров, вытянутых преимущественно по горизонтали, не сложились бы столь масштабными Волго-Уральские виды, какими их пишет Рустем Фаитович. По мнению живописца с более чем 20-летним опытом, только реалистическое искусство способно раскрыть для зрителя всю красоту окружающего мира. Её он и передаёт с масляной пастозностью. Тем не менее, несмотря на немалый размер полотен, работы «Стражи каменного Урала», «На Урале дожди», «Ветреный день в Нижних Серьгах» и др. пленэрные по характеру живописи. Созданы если не быстро, то энергично, с вниманием к живой атмосфере света и воздуха. Колорит его пейзажей напрямую зависит от географической среды и погодных условий. Более того, художник считает, что главная задача настоящего живописца – это самоустранение, то есть отказ от собственного эго в пользу транслирования эстетики. Другими словами, художник воспитывает эстетическое чувство прекрасного у зрителя, концентрируясь на состоянии природы, а не на своём собственном. Именно поэтому пейзажам не свойственна надуманность и идеализация, они такие, каков Урал: масштабный, панорамный, но покорённый человеком. Колористическая палитра зачастую отличается теплотой, близка к натуральным оттенкам местной флоры: травянисто-зелёным, охристым. При этом нет увлечённости деталями, хотя небольшие элементы стаффажа всё же присутствуют в композициях, как то фигурка рыбака на фоне разливающейся уральской реки или птица, кружащаяся над каменистой сопкой. Подход в работе над пейзажем созвучен правилу, сформулированному ещё Н.Н. Волковым, теоретиком и практиком искусства XX века: «Весь секрет колорита, отвечающего тому, как природа объединяет свои цвета, заключается в хорошо выбранных отношениях». В нашем случае, художник пишет не предмет, а его окружение, благодаря чему зритель ощущает движение ветров, подгоняющих гладь воды до ряби на её поверхности и сминающий травинки у её берегов. Не вписывает объекты в пространство картины, а мыслит тоновыми отношениями. Этот верный с точки зрения классической европейской школы живописи подход (а Рустем является выпускником Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова) отчасти объясняет ту музейную ценность, которой обладают картины живописца из Казани. Его работы находятся в собрании Государственного музея изобразительных искусств Татарстана, Булгарского музея-заповедника, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Турции.

Искусствовед Решетникова Анна